Электровозы и тепловозы

Локомотив – это самоходная машина, оснащенная энергетической установкой, посредством которой вырабатывается движущая сила достаточная для перемещения по железной дороге несамоходных грузовых или пассажирских вагонов.

Термин «локомотив» объединяет в себе латинские слова loco и movere, что означает «двигает с места», попросту – тягач. Устройство и принцип действия двигателя определяют тип и название локомотива (паровоз, тепловоз, электровоз и т.п.).

История существования локомотива начинается с паровоза. Это уникальное техническое средство появилось в начале девятнадцатого века и повлекло за собой развитие индустрии железнодорожного транспорта.

Функции двигателя в паровозе осуществляет паросиловая установка, конструкция которой состоит из парового котла, в сочетании с паровой машиной. Паровой котел вырабатывает пар, являющийся первичным источником энергии, а паровая машина превращает энергию расширяющегося пара в различные виды механического движения.

Магистральные тепловозы

Тепловоз – это железнодорожное самоходное средство, силовая установка которого включает в себя поршневой двигатель внутреннего сгорания, называемый дизелем.

Силовое оборудование тепловоза состоит из непосредственно дизельного двигателя и приводимого им в движение тягового генератора, посредством которого вырабатываемая двигателем механическая энергия преобразуется в энергию электрическую, необходимую для работы тяговых электродвигателей. В свою очередь, тяговые электродвигатели преобразуют полученную электрическую энергию от генератора в механическую энергию, посредством которой приводятся в движение колесные пары тележек локомотива.

Кроме тягового двигателя, в составе электрического оборудования тепловоза присутствуют вспомогательные электроустановки, предназначенные для автоматического управления системой защиты от критических режимов работы, а также для регулировки исполнительных органов. Все тепловозы оснащены системами световой сигнализации и внутреннего освещения, наружными прожекторами.

Тепловозы назначение и устройство

Магистральный тепловоз

Пуск дизеля тепловоза осуществляется посредством системы аккумуляторных батарей, которые также выполняют функцию электроснабжения систем освещения при неработающем дизеле.

Электрооборудование тепловоза представляет собой единую электрическую систему, элементы которой связаны между собой посредством кабелей и проводов.

Для охлаждения электрооборудования в тепловозе установлены вентиляторы, являющиеся неотъемлемой частью электрических машин, а также автономные вентиляционные устройства.

Магистральные электровозы

Электровоз – это железнодорожное самоходное средство, силовая установка которого включает в себя тяговые электродвигатели высокой мощности, электропитание которых осуществляется от магистральной контактной сети через токоприемник, расположенный на крыше кузова.

Магистральная контактная сеть транслирует электрическую энергию, вырабатываемую тяговой подстанцией. В зависимости от типа установленного электрооборудования, питание электровоза осуществляется постоянным или переменным током, или же двойным способом. Изредка на железной дороге можно встретить локомотив, называемый контактно-аккумуляторным электровозом, электропитание которого осуществляется собственными аккумуляторными батареями.

Помимо системы электрооборудования в конструкцию электровозов включены системы сложных механической и пневматической управляющих частей.

Назначение и устройство электровозов

Магистральный электровоз

В состав электрической системы электровоза входят тяговые двигатели постоянного или переменного тока, вспомогательные аппараты, участвующие в процессе запуска тяговых электродвигателей, оборудование, регулирующее режимы движения, а также множество автоматических выключателей, реализующих функцию электрической защиты от перегрузок, токов короткого замыкания и других нештатных ситуаций.

Управление и регулировка движением электровоза осуществляется дистанционно, посредством системы косвенного управления, расположенной в кабине машиниста.

В состав механической системы локомотива входят кузов и тележка с подвижной частью. Конструкция тележки представляет собой раму с закрепленными на ней колесными парами, буксами, подвесками электродвигателей, тяговой передачей, рычажно-тормозной передачей и рессорами.

Вращение колесных пар осуществляется при помощи валов тяговых электродвигателей, соединенных с их осями посредством зубчатой передачи редукторов. Колесные пары относятся к подвижной механической части локомотива.

Железнодорожный транспорт является государственным стратегическим объектом особой важности. С использованием железнодорожного транспорта осуществляются отраслевые и межгосударственные связи, определяющие экономический уровень страны. Постоянно растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки способствует развитию железнодорожной инфраструктуры и модернизации подвижного состава.